В современной социокультурной ситуации система дополнительного образования выполняет важную функцию, обеспечивая социальный заказ общества на образование подрастающего поколения способствуя развитию способностей и интересов, а также самоопределению детей. Многообразие программ различной направленности позволяет обучающимся подобрать тот вид деятельности, который соответствует их возрастным и индивидуальным потребностям и увлечениям.
Программа «ЗОЖиК» имеет физкультурно-спортивную направленность.
Стремление людей к здоровому образу жизни сегодня набирает обороты, в спортивные залы и клубы ходят целыми семьями. Появилось огромное количество новых видов спорта, например, аквааэробика, степ-аэробика, йога и многое другое. Очень часто в последнее время можно услышать сочетание слов - детский фитнес. Однако не все родители знают, что такое детский фитнес. В обыденном сознании его сравнивают его с традиционными формами занятий физической культурой, но это не совсем так. В чем же отличие? Детский фитнес – это сбалансированная, спортивная программа, при разработке которой учитываются физическая подготовка и возрастные особенности ребенка. При реализации программы дети развивают гибкость, ловкость, сноровку, координацию движений, но занятияпроходят в форме игры или даже физкультурно-развлекательного мероприятия.
Очевидной проблемой современного времени является ухудшение здоровья подрастающего поколения, сопряжённое с гиподинамией, и заболеваниями опорно-двигательного аппарата. У многих детей младшего школьного возраста наблюдается несформированная костно-мышечная система. Из-за длительного сидения за партой в школе, а потом за уроками и компьютером дома, страдает позвоночник. Поэтому актуальность программы состоит внеобходимости укрепления здоровья ребёнка, путем включения его в процесс занятий в рамках разных направлений детского фитнеса: степ-аэробики, развивающей равновесие и координацию; занятий на фитболах (коррекционных мячах), которые укрепляют мышцы живота и спины, способствующих формированию правильной осанки; упражнений с гантелями (короткие бодибары), которые положительно влияют на опорно-двигательный аппарат и здоровье в целом, а также повышают физическую выносливость; занятий с обручами, скакалками, которые помогают улучшить тонус сосудов и мышц, да и просто разнообразить занятия.
Одной из основных проблем при разработке и реализации программы детского фитнеса является сложность в формировании и поддержании интереса не только к занятиям, но и к здоровому образу жизни в целом.
Решение данной проблемы возможно при использовании приёмов геймификации. У этого названия много определений, трактуемых разными авторами, одно из них звучит так: «геймификация» – это применение игровых инструментов в неигровых процессах, таких как: здоровый образ жизни, воспитание детей, управление персоналом, защита экологии и др.
Цель геймификации - эффективное обучение, а игра – только метод, это педагог должен знать и не путать. Процесс обучения должен быть направлен на достижение конкретной цели.
Цель использования приёмов геймификации при разработке и реализации программы детского фитнеса - разнообразить занятия детским фитнесом. С помощью игровых приемов можно сделать монотонные упражнения интересными, например: обычные выпады в сторону, можно обыграть, как стирание мела с доски, а если подобрать современную музыку, которую слушают школьники, дети с удовольствием делают упражнение, да еще и подпевают.
Главное, соблюдать равновесие между игрой и обучением, для этого педагогу нужно постараться разработать одновременно интересное и в тоже время эффективное обучающее занятие.